Русская версия
   20.11.2018
2014
2014 быстрый поиск  
  






ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА ОЛЕГА СИЕНКО
Елена Никулина

Пять лет назад одно из старейших машиностроительных предприятий России – Уральский вагонный завод им. Ф.Э.Дзержинского возглавил Олег Сиенко. Назначение нового, малоизвестного руководителя многими было воспринято неоднозначно. Однако по прошествии этих пяти лет из убыточного предприятия с миллиардными долгами Уралвагонзавод превратился в успешную корпорацию, которая не только погасила долги и вышла на прибыльность, но и сохранила для нашей страны отрасль танкостроения.

VIP-Inform
Днем рождения Уралвагонзавода считается 11 октября 1936 г., когда с его конвейера сошли первые грузовые полувагоны. В начале Великой Отечественной войны предприятие было переоборудовано для выпуска танков. В послевоенное время Уралвагонзавод снова вернулся к производству вагонов, а также начал выполнять заказы военного, сельскохозяйственного, строительного и авиационно-космического назначения. Сегодня открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского» объединяет более 40 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. Головное предприятие находится в Нижнем Тагиле. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» – один из крупнейших научно-производственных комплексов России, в состав которого входят металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции. Четыре конструкторских бюро, в том числе ведущее в отрасли грузового вагоностроения, и два научно-исследовательских института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники. По данным американского издания Defence News Уралвагонзавод входит в сотню крупнейших военно-промышленных компаний мира.

НАШ ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИТ….

Задача возродить былую славу Уралвагонзавода была поставлена на государственном уровне. В 2009 году один из флагманов российского машиностроения оказался на грани банкротства. Убытки составляли более 13 миллиардов рублей, а общий долг превысил 70 миллиардов. На предприятии не выплачивалась зарплата, росла социальная напряженность.

Государство поддержало не только словами: на пополнение уставного капитала предприятия было направлено более 14 миллиардов рублей, госгарантий предоставлено почти на 10 миллиардов. Появились заказы от Минобороны, Рособоронэкспорта, компании «Российские железные дороги». Большой заказ на производство цистерн разместила компания «Транснефть». Уже по итогам 2010 года прибыль Уралвагонзавода составила 6,2 миллиарда рублей. Средняя зарплата выросла на 45% .

В дальнейшем темпы роста производства удалось сохранить. К 2012 году произошло удвоение основных экономических показателей предприятия: выручки, прибыли до выплаты процентов и налогов (EBITDA), чистой прибыли. Несмотря на то, что в 2013 году произошло ухудшение макроэкономической ситуации, предприятие получило выручку в размере 100 миллиардов рублей.

Суммарная же выручка за 5 лет превысила 414 миллиардов рублей, а чистая прибыль составила более 28 миллиардов. Объем внутренней кооперации показал рост в 900% и в 2013 году превысил 21 миллиард рублей.

Стратегически верным управленческим решением было создание дочерней компании «УВЗ-логистик». Внедрение логистических услуг обеспечило в кризисное время полную загрузку производственных мощностей, помогло избежать увольнений.

В результате Олегу Сиенко и сформированной им команде топ-менеджеров удалось не только удержать корпорацию на плаву, но и выйти на новый уровень развития предприятия. За очень короткий срок компания совершила стремительный рывок вперед. Для современной России это уникальный случай.

VIP-Inform
Сиенко Олег Викторович
Окончил Межрегиональный институт менеджмента по специальности «Экономика», Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина по специальности «Экономика и управление на предприятии». Трудовую деятельность начал в 1988 году инструктором объединения «Молодежная инициатива Иркутска» Иркутского городского комитета ВЛКСМ. С 1988 по 2009 г. занимал руководящие должности в крупнейших нефтегазовых компаниях, в том числе возглавлял главное экспортное подразделение ОАО «Газпром» – «Газпромэкспорт». В апреле 2009 г. был назначен на пост генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Награжден Орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. 16 апреля 2014 г. его полномочия как генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» были продлены еще на 5 лет.

Особенно предприятие гордится тем, что за минувшие 5 лет удалось создать десятки новых изделий, которым нет аналогов в мире, такие как модернизированный танк Т-90 СМ, боевую машину поддержки танков (БМПТ) «Терминатор» и «Терминатор-2», танк ОКР «Армата» и двухствольную самоходную артиллерийскую установку «Коалиция-СВ», вагон-хоппер из композитных материалов, а также многофункциональное транспортное средство ТМВ-2 для перемещения вагонов. Благодаря этим и многим другим разработкам инженеров компании наша страна впервые за долгое время возвращается в число ведущих мировых производителей как военной, так и гражданской техники.

МАСШТАБНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Прежде чем браться за новые заказы, новое руководство внедрило на всех заводах корпорации долгосрочную программу модернизации. К 2020 году Уралвагонзавод должен выйти на новый технический уровень, который позволит предприятию производить самую современную продукцию.

С приходом Олега Сиенко впервые была осуществлена централизация инвестиционной деятельности предприятия. К настоящему времени выполнен комплекс мероприятий, обеспечивающих получение инвестиций из федерального бюджета на сумму более 150 миллиардов рублей до 2020 года. Инвестиции в НИОКР за пять прошедших лет выросли в 6,5 раз. Плановый показатель объема инвестиций на 2014 год составляет более 35 миллиардов рублей.

Начиная с 2010 года, совет директоров формирует и утверждает ежегодный единый бюджет развития. В целом 
по корпорации бюджет развития 2014 года превышает 50 миллиардов – это в 10 раз больше, чем в 2010 году.

БОЕВЫЕ МАШИНЫ

Каждый второй танк Т-34, принимавший участие в боевых действиях во времена Великой Отечественной войны, сошел с конвейера Уралвагонзавода. Всего же за время войны здесь выпустили более 25 000 танков.

VIP-Inform
«Терминатор» и «Терминатор-2»:
боевые машины огневой поддержки, выполненные на базе шасси танка Т-72. Обладают высоким уровнем защищенности, огневой мощи и управляемости. Способны эффективно противостоять танкам, БМП и другим бронированным машинам противника, уничтожать огневые сооружения, а также поражать пехоту, применяющую гранатометы и противотанковые комплексы.

В 1950 – 1960-е годы заводом были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации. А в 1974 году на предприятии был разработан и запущен в производство танк третьего поколения Т-72 – одна из лучших машин второй половины XX века, состоящая ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира. Сегодня Уралвагонзавод – мировой лидер по производству танков и других видов вооружения. А ведь еще совсем недавно российская танковая отрасль находилась в критическом состоянии, отдельные предприятия совершенно не отвечали современным требованиям машиностроительного производства.

Например, Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения было на грани закрытия. Однако с 2012 года его производственные мощности удалось загрузить. Бюро продолжило ремонт танков Т-80, освоило капитальный ремонт знаменитых Т-72, благодаря чему объем гособоронзаказа был увеличен в шесть раз. Кроме того, было приложено немало усилий по расширению производства других видов продукции военного назначения, таких как специальная пожарная машина на базе танков Т-80, Т-90 (СПМ) и плавающий гусеничный транспортер ПТС-4. Конструкторское бюро стало единственным в России поставщиком гусеничных лент для танков и других боевых машин на их базе.

VIP-Inform
ОКР «Армата» – унифицированная тяжелая платформа. На ее основе планируется создать основной боевой танк нового поколения. Предполагается, что модель будет иметь пушку с дистанционным цифровым управлением и изолированную бронекапсулу для экипажа. Танк сможет выдержать попадание из любых видов современного оружия. ОКР «Армата» в будущем станет основной боевой единицей вооружения российских сухопутных войск.

Аналогичная тенденция к расширению номенклатуры и объемов выпуска продукции спецназначения отмечается и на остальных предприятиях интегрированной структуры. За последние 5 лет подготовлено и вновь освоено производство более двадцати образцов вооружения и военной техники, а с конвейеров корпорации сошло около 1800 единиц подобной продукции.

Уралвагонзавод перешел на выполнение трехлетних государственных контрактов, что позволяет более точно и своевременно планировать хозяйственную деятельность.

В 2009–2013 годах предприятиями корпорации выполнено более 500 государственных контрактов, поставлено свыше 300 единиц современных образцов техники, более 600 единиц модернизированных и отремонтированных изделий. Самые значимые разработки – модернизированный танк Т-90 С, БМПТ «Терминатор» и «Терминатор-2». А в сентябре 2013 года руководству страны были представлены две новейшие масштабные разработки: тяжелая унифицированная платформа «Армата» и самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ». Как отмечает Олег Сиенко, подготовка необходимой технической документации и опытных образцов была проведена в рекордно сжатые сроки. В настоящее время «Армата» и «Коалиция-СВ» в опережающем порядке запускаются в производство. Подробности пока не разглашаются, но известно, что на серийных платформах «Армата» будут стоять принципиально новые двигатели с новой X-образной компоновкой. И если раньше самым больным местом боевых машин была невозможность быстрой замены двигателя, то сейчас у любого типа машин его можно будет поменять за 40 минут. По предварительным данным, «Армата» начнет поступать в войска уже в 2015 году. Разработчики планируют представить новые модели боевых машин на юбилейном 70-м Параде Победы.

Корпорация не ограничивается выполнением только государственных контрактов. В июле 2013 года завершен совместный проект Уралвагонзавода с ОАО «Ижевский радиозавод», МГТУ им. Н.Э.Баумана и МФТИ по созданию опытного образца робототехнического комплекса, предназначенного для патрулирования территорий в целях охраны.

Для расширения военно-технического сотрудничества корпорация проводит целенаправленную работу по освоению новых рынков, поиску и привлечению потенциальных покупателей продукции военного назначения, а также по продвижению программ сервисного обслуживания и модернизации техники. За прошедшие пять лет предприятия корпорации заключили более 400 договоров с 23 странами, поставили продукции на сумму свыше 177 млрд рублей. Впервые удалось реализовать на внешнем рынке боевые машины поддержки танков и тяжелые огнеметные системы «Солнцепек». Наряду с поставками основной продукции корпорация более чем в 7 раз увеличила объемы продаж запасных частей и комплектующих изделий.

МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ И НОВЫЕ ТРАМВАИ

Серьезных результатов Уралвагонзавод достиг в производстве железнодорожной техники. В 2010 году корпорация повторила рекорд СССР по производству вагонов, выпустив 20 000 единиц продукции, в 2011 году установила мировой рекорд – 25 000 вагонов и цистерн, а в 2012-м снова побила рекорды мира и СССР – 28 000 единиц. По итогам 2013 года она занимает первое место на мировом рынке грузового вагоностроения. Всего же за 5 лет реализовано 103 336 вагонов на сумму 189,7 млрд рублей.

VIP-Inform
Трехсекционный трамвай 71-414 – при создании этой модели применены технические решения, никогда ранее серийно не использовавшиеся в городском рельсовом транспорте России: низкий пол, позволяющий уменьшить транспортную нагрузку и удобный для пассажиров с детскими колясками, пожилых людей и инвалидов, широкие двойные двери и отсутствие ступеней, дающие возможность пассажирам быстро и легко заходить и выходить из трамвая. Салон оборудован современными системами кондиционирования и отопления, видеонаблюдения, а также новейшими средствами информирования пассажиров. Непрерывный мониторинг технического состояния и местонахождения вагона достигается посредством технологий GPS и ГЛОНАСС.

В 2013 году спрос на вагоны упал на 30%. В этой ситуации выручило дочернее предприятие – компания «УВЗ-логистик», которая приобрела почти 40% всей произведенной продукции. Как признается Олег Сиенко, особой прибыли это не принесло, но предприятие работало, люди были заняты, а в нынешней ситуации это немаловажно.

В прошлом году Уралвагонзавод представил семь новых моделей универсальных и специализированных вагонов, в том числе вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом, который полностью изготовлен из композиционных материалов. За эту разработку в 2014 году корпорация получила первую премию в номинации «Железнодорожный транспорт» JEC Awards – самой престижной международной премии в области композиционных технологий, материалов и конструкций.

Новый трамвай, который Уралвагонзавод разработал вместе с польской компанией PESА, тоже получил признание. Уже подписан контракт на поставку в Москву 120 единиц этого изделия. Вагоны нового поколения будут изготавливать в Екатеринбурге – в ОАО «Уралтрансмаш», одном из предприятий корпорации. Сотрудничество с польскими коллегами позволило предприятию максимально быстро преодолеть технологическое отставание от передовых зарубежных производителей и создать суперсовременные трамваи, которые выйдут на столичные маршруты уже в нынешнем году.

Важное направление развития корпорации – производство локомотивов. К 1 июня 2014 года планируется заключить соглашение по организации совместного предприятия ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и дочерней компании корпорации Caterpillar – Electro-Motive Diesel по производству локомотивов, а к октябрю уже получить первый заказ.

И еще одна хорошая новость для жителей крупных городов – Уралвагонзавод совместно с канадской фирмой Bombardier будет производить вагоны для метрополитена. В настоящее время идет активная подготовка к конкурсу на поставку 2 800 вагонов для столичного метро.

VIP-Inform
Многофункциональное транспортное средство ТМВ-2 для перемещения вагонов – изначально машина задумывалась как альтернатива маневровому тепловозу. Сегодня сфера применения ТМВ-2 расширяется – транспортное средство уже хорошо зарекомендовало себя на внутрипортовых перевозках, его можно использо-вать при уборке дворовых территорий от мусора и снега. Кроме того, машину можно применять для других работ в случае ее комплектации гидростатическими насадками, краном-манипулятором или гидравлическим домкратом.

ИТОГО…

За пять лет руководства корпорацией Олег Сиенко обеспечил выполнение Указа Президента РФ Владимира Путина от 27.08.2007 г. об открытом акционерном обществе «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Сегодня корпорация уверенно чувствует себя на мировом рынке, она ежегодно поднимается в рейтинге TOP 100 SIPRI Стокгольмского международного института исследования проблем мира. Если в 2009 году Уралвагонзавод даже не значился в этом рейтинге, то в 2010-м уже занял в нем 91-е место, а по итогам 2013 года корпорация поднялась на 53-ю строчку, показав самый большой производственный рост из всех российских компаний оборонно-промышленного комплекса.

В настоящее время корпорация строит завод в Латвии и планирует строительство заводов в Азербайджане и Вьетнаме, развивается ее совместная производственная деятельность на предприятии Sambre et Meuse во Франции. Кроме того, Уралвагонзавод активно занимается развитием сети послепродажного обслуживания и уже сегодня готов к созданию международной сети сервисного обслуживания военной продукции.

В планах Олега Сиенко – вывести концерн в двадцатку мировых лидеров среди предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сам же генеральный директор Уралвагонзавода прочно обосновался в рейтинге «ТОП-100» газеты «Коммерсант». В прошлом году он занял в нем первое место. Кроме него в этом списке значатся еще пять топ-менеджеров корпорации.

Подготовила Елена Никулина

_____________________________________________ 

Посмотреть макет статьи в формате PDF     Pages82-88.pdf

 
 
Москва, ул. Петровка, д.26, стр.2 Телефон (495)625-5323