Русская версия
   20.11.2018
2014
2014 быстрый поиск  
  






ВУЗ В САМОМ РАСЦВЕТЕ СИЛ
Михаил Эскиндаров

Финансовый университет при Правительстве РФ – один из ведущих и престижных государственных вузов, в котором готовят финансистов, юристов по финансовому и налоговому праву, финансовых аналитиков, специалистов по математическому и информационному обеспечению финансовой и банковской сферы, по международным экономическим отношениям, политологов и социологов. История Финансового университета началась 95 лет назад. За эти годы вуз прошел путь от узкопрофильного учебного заведения до крупного научно-образовательного комплекса, структура которого включает 24 факультета, 180 кафедр, 11 институтов, 2 высших школы и 4 научных лаборатории. В Финансовом университете ежегодно готовят свыше 84 000 студентов, из них более 60 000 – по программам высшего профессионального образования, более 300 – по программам МВА, около 20 000 слушателей занимаются по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Филиалы университета действуют в 30 крупных городах России. О месте и роли Финансового университета в современной системе образования рассказывает его ректор, профессор, доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии образования Михаил Эскиндаров.

VIP-Inform
История Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
1917 г. В декабре Наркомфин молодой республики принял решение о создании первого в истории России специализированного финансового вуза.
1919 г. 2 марта был открыт Московский финансово-экономический институт, ректором которого стал заместитель наркома финансов РСФСР Дмитрий Боголепов.
1946 г. В сентябре вуз был объединен с образованным в 1931 г. Московским кредитно-экономическим институтом Госбанка СССР. Новое учебное заведение получило название Московский финансовый институт (МФИ).
1991 г. МФИ преобразован в Государственную финансовую академию.
1992 г. Согласно указу президента РФ Бориса Ельцина вуз получил статус Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
2010 г. Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации присвоен статус университета.
2011 г. К Финансовому университету присоединены Всероссийский заочный финансово-экономический институт и Московский государственный колледж информатики и электронной техники.
2012 г. Структурными подразделениями Финансового университета стали Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации и Всероссийская государственная налоговая академия.
2013 г. Из 2812 человек профессорско-преподавательского состава Финансового университета 1700 являются кандидатами наук, 529 – докторами наук.
2014 г. Агентство «Эксперт РА» присвоило Финансовому университету рейтинговый класс «В», подтверждающий очень высокий уровень подготовки выпускников.

– Уважаемый Михаил Абдурахманович, мы поздравляем вас и весь коллектив Финансового университета с 95-летием. Скажите, в чем секрет успеха и «долгожительства» этого авторитетного учебного заведения?

– Секретов у нас нет. Зато есть уважение к традициям, желание и возможности следовать передовому опыту в сфере образования и удивительный коллектив, который я могу назвать нашим главным богатством. Все это вместе помогло нам успешно пережить не только множество трансформаций внутри учебного заведения, но и социально-политические изменения в нашей стране. И не просто пережить, а стать мощнее, современнее, динамичнее. Сегодня у нас есть право самостоятельно разрабатывать образовательные программы, пересматривать и модернизировать систему стратегического менеджмента; это позволяет нам претендовать на участие в мировых рейтингах университетов и двигаться вперед. Да, нам уже 95, но мы не долгожители, мы – вуз в самом расцвете сил.

– Как далеко вперед вы ушли сегодня в подготовке специалистов, если сравнивать с советским периодом, и какие изменения стали самыми значительными?

– Изменения произошли кардинальные, ведь поменялась сама экономическая среда в нашем государстве, да и во всем мире тоже.

Она стала более изменчивой, менее предсказуемой, глобально интегрированной. Разумеется, изменились и требования к подготовке специалистов, в том числе для финансовой сферы. Если в советское время все учились по единым стандартам, то сегодня мы каждый год разрабатываем новые учебные программы. Появляются новые дисциплины, новые направления, новые требования – и мы должны соответствовать этим изменениям. Сегодня мы ориентируемся в первую очередь на потребности реального сектора экономики, на непрерывность и преемственность образования, на возможность международной интеграции наших выпускников.

– С какими зарубежными вузами можно сравнить качество образования, которое дает Финансовый университет?

– Мы много думаем о конкурентоспособности университета и даже разработали специальную программу ее повышения. В качестве ориентиров мы выбрали такие ведущие мировые вузы, как Лондонская школа экономики, Университет Бирмингема и Сорбонна, которые входят в мировой Топ-100 по финансово-экономическим дисциплинам. Также мы учитываем опыт китайского Университета международного бизнеса и экономики, Франкфуртской школы финансов и менеджмента, с которыми у нас схожие область деятельности и ведомственная принадлежность.

В университете проводится очень жесткая политика по улучшению качества образования, так как именно его мы считаем залогом востребованности и конкурентоспособности каждого выпускника, а также нашим вкладом в повышение конкурентоспособности страны.

– Обладатели диплома Финансового университета конкурентоспособны не только в России?

– Да, я в этом совершенно уверен. Судите сами: среди наших выпускников Виктор Геращенко – доктор экономических наук и единственный человек в России, который четырежды возглавлял главный банк страны, министр финансов Антон Силуанов, экс-глава правительства и экс-председатель Счетной палаты Сергей Степашин, полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе, вице-премьер Александр Хлопонин, доктор юридических наук Сергей Шахрай, крупный бизнесмен Михаил Прохоров, заместитель министра финансов Республики Вьетнам Нгуен Конг Нгиен, ректор Ляонинского университета в КНР Чэн Вэй…

Обучение у нас прошли сотни других не менее известных и успешных людей.

Вот еще один очень показательный пример, уже из новейшей истории университета. Недавно были опубликованы результаты исследований по рейтингу лучших университетов СНГ, которые проводила группа Олега Дерипаски вместе с журналом «Эксперт». Финансовый университет оказался в числе 18 лучших в СНГ. А ведь в одной только России около полутора тысяч университетов, и есть еще Украина, Беларусь, Казахстан… Отмечу, что основным показателем в этом рейтинге была востребованность выпускников у крупных работодателей. У нас она традиционно высока. А еще в прошлом году мы заняли первое место среди финансово-экономических вузов России. Это тоже значимое достижение.

– Что вы делаете сегодня для того, чтобы повышать качество образования в вузе?

– Очень многое. Мы разрабатываем новые образовательные технологии. В России, как вы знаете, перешли на использование принципов Болонской системы образования, адаптировав ее к нашим отечественным традициям. Мы заинтересованы в формировании новых и развитии уже сложившихся научных школ, в расширении международного научного сотрудничества и в усилении связи наших исследований с потребностями экономики. И, конечно, много внимания в университете уделяется кадровому обновлению, привлечению талантливых исследователей и сильных преподавателей – как российских, так и зарубежных. Для нас очень важно, чтобы преподаватели владели не только теорией, но и практикой. Поэтому каждый из них должен не реже, чем раз в три года, пройти стажировку в банках, финансовых учреждениях – в реальном секторе экономики, это помогает «держать руку на пульсе». Отмечу еще, насколько требовательно мы относимся к студентам. К нам приходят очень хорошо подготовленные абитуриенты – если говорить по старинке, это отличники, со средним баллом за ЕГЭ не менее 85. Но тем не менее, в прошлом году, например, мы отчислили около тысячи человек, включая и тех, кто учился на платной основе. Ответственность тоже один из инструментов, которые способствуют росту качества образования.

– Много ли у вас работает иностранных преподавателей?

– С 2006 года в университете действует специальная программа «Приглашенные профессора». По этой программе каждый год в наших филиалах преподают более 30 иностранных специалистов самого высокого ранга. Поясню, для чего нам это нужно. Во-первых, это помогает привносить в образовательный процесс новые и лучшие мировые образовательные практики. Во-вторых, работа с иностранными специалистами дает возможность расширять границы исследований, которые мы проводим. В-третьих, это позволяет держать в тонусе весь профессорско-преподавательский состав. В рамках программы наши иностранные коллеги проводят семинары для преподавателей и научных работников, участвуют в разработке учебных курсов и в преподавании учебных дисциплин, проводят аттестации, мастер-классы, открытые лекции… Это будоражит умы, стимулирует, ведь приглашаем мы только лучших. К тому же ориентируемся на тех, кто знаком с российской спецификой.

– Есть среди российских профессоров, которые работают в вашем университете, люди, известные широкой публике?

– Как я уже говорил, у нас потрясающий, по-настоящему уникальный профессорско-преподавательский состав. Так, декан финансового факультета – министр финансов Антон Силуанов, декан международного факультета (в прошлом году конкурс там был 21 абитуриент на место) председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Научным руководителем юридического факультета является президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, факультета менеджмента – гендиректор ФГУП «Гознак» Аркадий Трачук, кредитного факультета – депутат Госдумы Анатолий Аксаков, а факультета бухучета – директор департамента Минфина Леонид Шнейдман.

– Финансовый университет целенаправленно готовит кадры для российского реального сектора экономики?

– Это наш приоритет. Но у нас есть, например, международный финансовый факультет, где все занятия идут на английском или на китайском языках, там мы готовим специалистов по международным финансам. И вновь здесь важен и нужен опыт иностранных специалистов. К слову, слушатели любых факультетов имеют возможность факультативно изучать второй иностранный язык, а около 250 студентов ежегодно отправляются на обучение в зарубежные учебные заведения. За последнее время существенно расширился состав наших зарубежных партнеров – сегодня мы сотрудничаем со 120 парт-
нерскими учреждениями, вузами и научно-исследовательскими центрами из 50 стран мира. Скажу больше, примерно пятьдесят наших студентов ежегодно получают одновременно два диплома. Они три года учатся у нас, затем уезжают на год в западные университеты, и в итоге всего за 4 года и 2 месяца становятся обладателями не только российского, но и зарубежного диплома. Это один из видов так называемой гибкой образовательной программы, которые мы внедряем в учебный процесс.

– Какие еще гибкие образовательные программы вы используете?

– Мы начали внедрение подобных программ несколько лет назад, и сегодня у нас действуют три. Помимо возможности получения двойного диплома, это разделение одного направления на несколько разных профилей, а также программа в области маркетинга. Наиболее значимыми я считаю бакалаврские и магистерские образовательные программы, по которым мы готовим специалистов различных профилей в рамках одного направления. Например, по направлению «Экономика» в 2011 году мы предлагали абитуриентам шесть различных профилей подготовки бакалавров, а в этом году их количество возросло до десяти. Более того, мы разработали федеральные образовательные госстандарты третьего поколения по пяти профилям направления «Экономика» – это «Финансово-экономический», «Кредитно-экономический» профили, «Бухгалтерский учет и аудит», «Мировая экономика и международный бизнес», «Налоги и налогообложение». Узкая направленность позволяет давать нашим студентам глубокие знания в конкретной области, обычно таких специалистов высоко ценят работодатели.

– А как вы лично относитесь к Болонской системе образования, на которую мы все перешли? Есть мнение, что она будет «выбивать из обоймы» самых серьезных и требовательных преподавателей, снижая качество подготовки специалистов.

– Я не склонен махать кулаками после драки. Перешли – значит нужно акцентироваться на плюсах, хотя, конечно, есть в этом не только положительные стороны. В целом же сама по себе Болонская система нейтральна. Вред или пользу она начинает приносить в зависимости от того, кто и как ее использует. Если механически переносить зарубежный опыт на нашу почву, то ничего хорошего в итоге не выйдет. Если же подходить к задаче творчески, учитывая российские реалии, то мы получаем очень неплохой образовательный инструмент. Например, мне кажется логичным и рациональным то, что Болонская система предполагает цепочку, преемственность: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Хороша Болонская система и для открытой экономики, так как дает возможность студенту начать обучение в одной стране, а продолжить в другой – никаких препон и дополнительных расходов у него при этом не возникает. Нам, конечно, есть еще над чем работать, в том числе на государственном уровне. Например, есть смысл учесть опыт Китая, где бакалавру законодательно запрещено работать. Человек должен прежде всего учиться, получать профессию и знания! А у нас к 21 году – когда обычно получают диплом бакалавра – молодые люди, как правило, идут работать, чтобы содержать себя, а иногда уже и семью. Совмещать работу с учебой сложно, и чаще всего страдает качество и первого, и второго.

Что касается «выбивания» из системы самых серьезных преподавателей… Знаете, наш университет одним из первых в стране перешел на Болонскую систему, и никакого «выбивания» мы не заметили.

VIP-Inform
Болонская система образования
Корректное название – «Болонская декларация. Зона европейского высшего образования». Была подписана в 1999 году в Италии министрами образования 29 европейских стран. Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 г. Сегодня эта система действует уже в 47 странах.
Болонская система образования предусматривает выдачу выпускникам сопоставимых дипломов для обеспечения равных условий и справедливой конкуренции на рынке труда для граждан всех стран, присоединившихся к декларации.
Одна из новаций Болонской системы образования – концепция непрерывного образования, которая предоставляет возможность каждому человеку в течение жизни получить несколько дипломов и ученых степеней.
Болонская система образования предусматривает для студентов возможность переезжать из одной страны в другую, не прерывая обучения. По мнению разработчиков системы, это повышает мобильность обучающихся и улучшает качество европейского образования в целом.

– В свое время вы предлагали создать на базе университета Российское финансовое агентство. Вы и сегодня приверженец этой идеи?

– Я думаю, что она перспективна и будет воплощена, но несколько позже. Коротко скажу для тех, кто не погружался в эту тему, – российское финансовое агентство мы задумывали как структуру, которая могла бы принимать участие в управлении средствами, накопленными Резервным фондом и Фондом национального благосостояния Российской Федерации, для повышения эффективности использования этих средств. Больше двух лет назад наши специалисты разработали законопроект о создании финансового агентства, который Госдума сочла нецелесообразным из-за необходимости выделения дополнительных ассигнований при достаточно сложном в тот момент госбюджете. Но я заявляю твердо: если политическая воля будет, мы готовы реализовать эту идею в любой момент. У нас для этого есть и силы, и знания, и технологии.

Подготовила Вероника Чурсина

_____________________________________________ 

Посмотреть макет статьи в формате PDF     Pages106-110.pdf 

 
 
Москва, ул. Петровка, д.26, стр.2 Телефон (495)625-5323