Русская версия
   20.11.2018
2014
2014 быстрый поиск  
  






КАДЕТЫ. СЛУЖБА ВО БЛАГО ОТЕЧЕСТВУ
Вера Михалёва

 

Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Иван Крузенштерн, Владимир Даль, Федор Достоевский, Василий Верещагин, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Иван Сеченов… Многие выдающиеся деятели России были воспитанниками российских кадетских корпусов.

VIP-Inform
Кадет (от франц. сadet – младший, несовершеннолетний) – в дореволюционной Франции так называли молодых дворян, зачисленных на военную службу, малолетних детей знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин. Из Франции это название перешло во все европейские государства. В России слово «кадет» появилось с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 году первого военно-учебного заведения «Корпус кадет шляхетских». До 1920 года в России функционировало около пятидесяти кадетских корпусов.

VIP-Inform
Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привитие на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей к правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу.
Кадетское воспитание – строго согласованная с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность.

Их история начинается с царствования Анны Иоанновны и насчитывает без малого почти три века. Это были элитные военно-учебные заведения, первая ступень для молодых людей на пути к служению царю и Отечеству в офицерских чинах. В начале гражданской войны кадетские корпуса были расформированы или уничтожены, а их воспитанники оказались в вынужденной эмиграции в разных частях света – от Шанхая и Египта до Сербии и Болгарии. Однако в 1920-х и 1930-х годах эти учебные заведения воссоздавались за рубежом ради сохранения культурных основ и традиций кадетского образования. Началом возрождения кадетского движения в современной России можно считать начало 1990-х, когда идея возвращения моральных ориентиров, высоких образовательных стандартов, идеологически согласованных с общими началами государственного устройства, стала жизненно необходимой. Сегодня на территории Российской Федерации действуют около полутысячи кадетских корпусов, школ, интернатов, лицеев, гимназий и классов. На ежегодной пресс-конференции 17 апреля Владимир Путин поддержал призыв одного из журналистов о поддержке и развитии системы кадетского образования. «Я полностью согласен, что это движение в абсолютно правильном направлении… Будем развивать эту форму обучения», – сказал он. За месяц до пресс-конференции президент подписал распоряжение о создании в Севастополе Президентского кадетского училища и возрождении Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С.Нахимова.

Одним из идеологов и создателей современного кадетского образования в Москве, а затем и во всей России был полковник Владимир Владимирович Кирсанов. Бывший воспитанник суворовского училища, он полагал, что историческая преемственность в начальном военном образовании заключается в сочетании всего лучшего, что было и есть в кадетской и суворовской системах обучения и воспитания. Решение о создании «Первого Московского кадетского корпуса» было принято 16 марта 1993 года. Его сотрудники и преподаватели сегодня вспоминают о колоссальной работе, которая была проведена основателем этого учебного заведения и его единомышленниками. Ведь начинали всё практически с нуля: создавали организационную структуру, учебно-методическую базу, разрабатывали принципы воспитательной работы, укомплектовывали коллектив, боролись за финансирование… Огромную поддержку тогда оказало московское правительство. Корпус получил официальное признание столичных властей 27 декабря 1994 года, когда вышло Постановление Правительства Москвы № 1176 «О присвоении имени Великого князя Московского Дмитрия Донского Первому Московскому кадетскому корпусу». А в 1997 году было издано распоряжение президента России Б.Н.Ельцина «О создании образовательных учреждений – кадетских школ». Именно с этого момента кадетское движение в России было признано на государственном уровне.

Посвящение в звание кадета впервые в истории России состоялось в 1993 году, став в дальнейшем традицией для всех кадетских корпусов страны. Занятия с 27 воспитанниками тогда велись в обычной московской школе в Царицыно, но уже через несколько лет кадетский корпус получил государственную поддержку и переехал в отдельное здание бывшего детского дома на улице Вучетича. Сегодня это современный учебный комплекс, состоящий из нескольких корпусов с просторными и оборудованными всем необходимым классами, светлыми спальнями, большой библиотекой, мастерскими, спортивным залом. В 2001 году на территории Первого МКК была возведена деревянная часовня Святого Благоверного великого князя Дмитрия Донского. Концепцию и проект разрабатывал сам Владимир Кирсанов вместе с архитектором Сергеем Фоминым. Кроме своего прямого предназначения часовня является еще мемориалом, посвященным бойцам 6-й роты Псковской дивизии ВДВ, героически погибшим в схватке с чеченскими боевиками в феврале 2000 года, и вообще всем воинам России, положившим жизнь за Отечество.

В 2013-м «Первый кадетский корпус» отметил 20-летний юбилей. В том же году ушел из жизни его бессменный директор – Владимир Владимирович Кирсанов. Теперь его благородную и очень важную для страны миссию продолжают единомышленники во главе с новым директором Владимиром Яковлевичем Крымским – готовят молодых людей к служению своей Родине. И не стоит бояться громких слов. Ведь когда-то такие понятия, как Долг, Честь, Отечество, Польза, были понятны и органично вписывались в систему ценностей любого здравомыслящего гражданина российского государства. Сегодня эти четыре слова составляют девиз «Первого Московского кадетского корпуса».

VIP-Inform
Владимир Яковлевич Крымский. Родился 23 февраля 1959 г. в Новосибирске. В 1982 г. окончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище, затем Военную академию имени М.В.Фрунзе и высшие курсы при Военной академии Генерального штаба ВС РФ. С 1977 по 2013 г. проходил службу в воздушно-десантных войсках на командно-штабных должностях. Воинское звание – генерал-майор. В 2001–2008 гг. возглавлял Рязанское высшее воздушно-десантное училище. В 2004 г. окончил Московскую академию управления госслужбы при Президенте РФ. Доцент. Заслуженный военный специалист РФ. Награжден орденами «Мужества» и «За военные заслуги», медалью «За боевые заслуги». Имеет 20 ведомственных наград и знаков отличия.

– Владимир Яковлевич, вы возглавили «Первый Московский кадетский корпус» совсем недавно, в конце декабря прошлого года. Несмотря на большой опыт руководства образовательными учреждениями, вы ощущаете какую-то особую ответственность на этом месте?


– Разумеется. Прийти на смену рядовому руководителю всегда проще, чем быть преемником человека, который оставил после себя целую историю, стал основателем кадетского образования в России. Конечно, любой испытывал бы волнение, придя вслед за такой великой, не побоюсь этого слова, личностью.

– За прошедшие два десятка лет кадетское образование смогло занять свою нишу в российской системе образования?

– Нишу точно заняло, но очевидно, что его еще недооценили. Многие работники системы российского образования плохо понимают, что это такое и пытаются с его помощью решать, в основном, социальные задачи. Иногда кадетский корпус путают с детским домом, хотя мы с удовольствием принимаем ребят-сирот, особенно если их родители погибли при исполнении воинского долга. Наш святой долг – обучать и воспитывать таких детей. Кадетские корпуса сегодня вышли на достойный уровень в образовательной системе, но он может быть еще выше, и это зависит от того, как в стране воспринимают суть кадетского образования. Если мы сейчас спросим десять человек, что такое кадетский корпус, девять из них вам скорее всего ответят: наверное, это Суворовское училище. Недопонимание в обществе можно объяснить – ведь что такое 20 лет в масштабах страны?

– А как вы объяснили бы суть системы кадетского образования в современной России?

– Весь смысл в одной фразе – воспитание юношей для служения Отечеству. Точка. Это не мои слова, так определили основатели кадетского образования.

– Служению во всех сферах жизни нашего общества?

– Абсолютно во всех.

–А ваши подопечные, их родители это понимают?

– Не ребенок выбирает, идти ему в кадетский корпус или не идти. Это решение родителей. Среди них, к сожалению, еще есть такие, которые считают, что сдали сюда ребенка, как чемодан в багажное отделение, и заберут потом готовенького. Сегодня у нас более 30 процентов учащихся – дети из неполных семей, из Москвы и еще 18 регионов России. Но большинство, конечно, приводят детей к нам, чтобы дать им блестящее образование, воспитание, физически подготовить, профессионально сориентировать. Некоторые удивляются: ведь есть семьи, которые могут дать прекрасное образование своим детям за рубежом. Тем не менее зачастую в ситуациях, когда есть выбор, предпочтение отдают нам. Я считаю, что такие родители – очень государственные люди, граждане Российской Федерации в самом высоком проявлении этого слова.


– Какова же дальнейшая судьба ваших выпускников?

– Они поступают в высшие учебные заведения, в основном на бюджетные направления. Как правило, это военные училища, институты, университеты ФСБ, МВД, Академия ФСО, но наш нынешний приоритет – аэрокосмический профиль. Уже в этом году наши выпускники будут поступать в МАИ, в МГТУ им. Баумана.

– Почему именно такое направление? С чем это связано?

– Таков был выбор коллектива еще до моего прихода, но я считаю это правильным и своевременным решением. Аэрокосмонавтика – сложное и востребованное направление. Мы готовим ребят по таким программам, чтобы они могли стать либо летчиками, либо космонавтами, либо инженерами-конструкторами. Президент Владимир Путин в одном из своих выступлений говорил о том, что в инженерной области мы очень сильно сдали позиции, средненьких инженеров много, а выдающихся, какие раньше были, мало. Утрачена школа подготовки таких специалистов.

– Наверное, пришлось многое менять в методике, программах обучения, в том числе вводить новые предметы?

– Во-первых, мы увеличили количество часов по физике, пригласили высококвалифицированных педагогов. Наладили сотрудничество с МАИ, и теперь преподаватели этого вуза могут дистанционно проводить занятия с нашими кадетами. Но, пожалуй, прежде всего необходимо сформировать мотивацию у ребят. Это сложный процесс и очень важный. Я сказал родителям, которые привели к нам детей в этом году, чтобы они оставили мысль, что отсюда выйдут адвокаты или юристы. Я верю, что за семь лет, пока они здесь учатся, и у меня, и у всего нашего преподавательского коллектива хватит педагогического опыта и знаний, чтобы дети стали бредить небом.



– Когда я шла к вам на интервью, встретила Героя Советского Союза, летчика-космонавта Игоря Петровича Волка. Таких людей вы привлекаете для формирования у ваших подопечных мотивации к будущей профессии?

– Это легендарный человек. Мы с ним договорились, что он будет встречаться с ребятами, рассказывать им о космосе, об авиации, обо всем, что может пробудить у них интерес к этой профессии. Более того, я сделал ему предложение войти в Общественный совет нашего корпуса, чтобы его видели не раз от разу, а постоянно. Ребенок должен хотеть кем-то стать, быть на кого-то похожим. На кого он должен походить? На того, кого он видит. На папу в семье, на любимого преподавателя, на блестящего офицера, на такого человека, как Игорь Петрович Волк. Но для этого он сначала должен осознать, кто перед ним. Наша задача показать им, что это за человек и что таких, как он, один-два на миллион. У нас проходят уроки мужества – тут мы, конечно, никого не удивим, их проводят во всех школах. Другой вопрос, кто приходит к ребятам на эти уроки. Это герои Российской Федерации и герои Советского Союза, летчики, десантники и космонавты. Мы стараемся, чтобы геройские звезды манили ребят, чтобы их заинтересовала судьба каждого из тех, кого мы приглашаем. Ведь по разнарядке героями не становятся. Все, кто когда-то совершил подвиг, неординарные личности.

– В стенах учебного заведения одна атмосфера, на улице немножко иная, да и по телевизору другие вещи говорят – как это отражается на мировоззрении ваших воспитанников?

– Я четко понимаю, что мы не можем оградить забором наших ребят от той жизни, которая происходит вне стен кадетского корпуса. Вопрос в том, жизнь будет на них влиять или они на жизнь. Наша задача добиться того, чтобы наши воспитанники влияли на эту жизнь. Мы, конечно, изучаем, какие сегодня есть неформальные детские, подростковые движения на улице, чтобы понять, если наш кадет попадет в эту среду на день, два, выходные, что он оттуда возьмет, что принесет к нам в корпус, с чем мы столкнемся? Но видеть за забором только плохое тоже нельзя. Одна из наших задач – широко раскрыть ребенку глаза, чтобы он смотрел на Россию, не как на страну, по которой ездит много красивых иностранных машин, где много броской рекламы и так далее, а на страну есенинских берез, горных вершин, страну бескрайних полей. Мы хотим, чтобы кадеты разбирались в живописи, музыке, других областях прежде всего на основе наших российских достижений.

– Ребята проявляют интерес к актуальным событиям, происходящим и у нас в стране, и за ее пределами?

– Да. Кадет должен жить тем, чем живет страна. И мы им объясняем, что происходит, иначе они полезут в Интернет, начитаются там такого, что в голове все перемешается. Недавно наши ребята – участники комитета кадетского самоуправления провели месячник, посвященный Крыму, Украине. Они выпустили стенгазету, устроили конкурс рисунков, организовали концерты, написали письма кадетам Украины. А когда проходила Олимпиада в Сочи, они болели за наших спортсменов. Конечно, они в курсе всех событий, которые происходят в стране.



– Кем вы особенно гордитесь из своих выпускников?

– Гордимся всеми!

– А с бывшими воспитанниками корпус поддерживает связь?

– Обязательно. Они каждый год приезжают к нам на День выпускника. В период зимних каникул приходят в гости ребята из военных училищ. Когда курсант едет в отпуск, ему дают обязательное задание: прийти туда, где он раньше учился, рассказать об училище. Приезжают к нам ребята, которые уже закончили вузы, которые уже состоялись как защитники Отечества, как служители Отечеству. Но Россия узнает о них чуть попозже, они немножко подрастут, крылья расправят.

– В девизе вашего кадетского корпуса четыре слова: долг, честь, Отечество, польза. Как вы прививаете кадетам уважение к этим понятиям?

– Жизнь кадетского корпуса – это пять основных составляющих. Первая – это учеба. Вторая – дополнительное образование: хореография, музыка, этика, художественные промыслы и так далее. Третья – воспитание. Воспитание кадета – это, собственно, воспитание человека. Четвертой составляющей является физическая подготовка и пятой – кадетское образование. Это системный блок. Вот, допустим, идет урок географии. Педагог рассказывает, например, про Среднерусскую возвышенность, но с позиции исторических событий. Там стоял, допустим, корпус Екатерины Великой, а там начинался Шляхетский корпус и так далее. Даже на уроках математики можно решать задачи про яблоки, а можно – про самолеты. Плюс хорошо организованная система кадетского самоуправления, основанная на кодексе чести кадета. Надо, наверное, надеть вам погоны и хотя бы годик послужить у нас. Вы все поймете. Ребята постоянно учатся формировать задачи, определять путь, как идти к цели, правильно оценивать ситуацию. А вообще эти качества у кадета формируются 24 часа в сутки, даже когда он спит!



– Какую задачу вы поставили перед собой как новый директор корпуса?

– Я человек очень системный и стабильный. Моя главная задача – сохранить то, что достигнуто за 20 лет, и дать серьезный толчок к дальнейшему развитию. У меня есть внутреннее ощущение, что мы должны выйти на другой, еще более высокий, качественный уровень как в образовании, так и в воспитании наших курсантов.

– В чем этот более высокий уровень будет заключаться?

– Приведу простой пример из недавнего разговора с коллегой, который задал мне вопрос, есть ли у нас такие льготы, как у суворовских училищ. Вы ведь знаете, что выпускники-суворовцы без экзаменов зачисляются в высшие военные заведения. Я отвечаю: «Конечно. Только они у нас намного лучше, намного выше». Он: «Как это так?». Я говорю: «У нас самая главная льгота – это уровень образования, который позволяет не иметь никаких льгот». Понимаете? Конечно, у нас есть ориентир – суворовское образование. По некоторым направлениям эта система опережает нашу за счет того, что существует с 1943 года – она более развита, поддерживается государством, непосредственно Минобороны и так далее. Но это не мешает нам превзойти ее. Я поставил себе задачу – обогнать и перегнать Московское суворовское училище. И мы выполним эту задачу!

_____________________________________________ 

Посмотреть макет статьи в формате PDF     Pages144-149.pdf 

 
 
Москва, ул. Петровка, д.26, стр.2 Телефон (495)625-5323