Русская версия
   20.11.2018
2014
2014 быстрый поиск  
  






МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ. ЧЕЛОВЕК МЕЧТЫ
Николай Троицкий

Мартин Лютер Кинг, как и его великий тезка, тоже был протестантом. Во всех смыслах – и по роду деятельности, и по религиозным признакам. Протестантом он был необычным, сугубо мирным, его единственным оружием было слово. И это оружие «массового поражения» оказалось настолько опасным, что оратора заставили замолчать навсегда.

Но и убийство не остановило процесс, который наш протестант запустил с такой страшной силой. Невзирая ни на что, несмотря на яростное сопротивление губернаторов, сенаторов, Белого дома и высокопоставленных белых расистов, вековое наследие рабства было окончательно преодолено и чернокожее население полностью восстановлено в правах.

При этом Мартин Лютер Кинг не имел никакого отношения к органам власти. У него не было мощной влиятельной партии или организации. У него было только размытое и плохо организованное «Движение за права чернокожих» и умение произносить речи. Великий проповедник, неповторимый оратор, своей деятельностью он проиллюстрировал строки Николая Гумилева: «Солнце останавливали словом, Словом разрушали города».

Правда, если что Кинг и разрушил, то только стену предрассудков, сегрегации, дискриминации и позора. Стал национальной иконой в истории американского гражданского протеста, за что еще при жизни, в 1964 году, удостоился Нобелевской премии мира. И посмертно высшей награды США – Золотой медали Конгресса.

Мартин Лютер Кинг был глубоко религиозным человеком. Недаром он родился в семье пастора баптистской церкви. Их семья была отнюдь не бедной, Кинги принадлежали к среднему классу. Сегрегация сегрегацией, но юный Мартин Лютер поступил в лицей при университете Атланты, а потом победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.

В борьбу за гражданские права негров Кинг пришел уже как церковнослужитель. Сначала он получил степень бакалавра богословия. Потом – доктора теологии, в Бостонском университете. И наконец стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. Там он возглавил первую крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте. То есть против тех самых знаменитых надписей «White Only» («Только для белых»), «украшавших» автобусы, трамваи, да, собственно, все общественные места; об этом много писала советская пресса, и в данном случае писала чистую правду.

В 60-е годы ХХ века борьба чернокожих за гражданские права началась с того, что четверо студентов-негров сели на места для белых в закусочной в одном из универмагов в штате Северная Каролина. Их заставили уйти, но на следующий день их примеру последовали десятки и сотни других негритянских студентов.

Началась волна сидячих забастовок-демонстраций (sit-in), когда активисты входили в заведения «только для белых» или садились на места для белых и требовали обслужить себя, отказываясь уходить. Эти действия подкреплялись «лежачими», «коленопреклоненными» и «купальными» демонстрациями в библиотеках, театрах, церквях и плавательных бассейнах.

К протестующим неграм присоединялись и белые студенты. Кинга символически избрали лидером этого движения. Многие носили с собой памятку со словами: «Помни об учении Иисуса Христа, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Помни о любви и ненасилии».

Тут очень важно подчеркнуть, что Кинг никогда не был реальным руководителем какого-либо общества или организации, только духовным, символическим лидером. Тем не менее постепенно произошел переход из количества в качество. Благодаря гражданским акциям были «десегрегированы», иначе говоря, убраны таблички «Только для белых» из закусочных более чем в 150 городах южных штатов.

Особенно упорная борьба развернулась в городе Олбани, штат Джорджия. Тактике ненасильственных действий местный начальник полиции противопоставил тактику массовых арестов. Демонстрантов арестовывали под любым предлогом и бросали в тюрьмы.

Даже сам Кинг был трижды арестован. И в этом городе сторонники сегрегации одержали временную победу. Но в целом борьба за гражданские права привела к успеху. Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

Мартин Лютер Кинг в своих выступлениях (многие из них сейчас считаются классикой ораторского искусства и используются как учебные пособия) призывал добиваться равенства белых и черных исключительно мирными способами. Самой знаменитой считается речь «У меня есть мечта» (I Have a Dream), которую в 1963 году во время «Марша на Вашингтон» у мемориала Линкольна слушали около 300 тысяч американцев. Вот небольшой фрагмент этой речи:

«И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня все же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.
Я мечтаю, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: «Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными».
Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.
Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнета, превратится в оазис свободы и справедливости.
Я мечтаю, что придет день, когда мои четыре ребенка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личными качествами.
Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».

Кинг всегда выступал за расовое примирение и всегда настаивал на том, что выступает за реализацию демократической американской мечты. Кроме того, никогда не забывал о том, что он священник и проповедник, и постоянно пользовался религиозными терминами. Он определял и воспринимал борьбу за гражданские права как продолжение прежней пастырской службы. Он цитировал религиозные тексты и ссылался на них не только в церковных проповедях, но и в светских речах.

Он, в частности, был убежден в необходимости следовать завету любить ближнего, как самого себя, причем применительно и к своим врагам или оппонентам – благословлять их и молиться о них. Его идеи о мирном сопротивлении восходят также к идеям Нагорной проповеди – получив удар по одной щеке, надо подставить другую.

Но не только Евангелие определяло его идеологию. На него повлияла и фигура одного из руководителей и идеологов национально-освободительного движения Индии Махатмы Ганди и его призывы к отказу от насилия. В 1959 году он съездил в Индию, чтобы ближе познакомиться с теорией и практикой ненасильственной борьбы.

И еще, как это ни парадоксально, на проповедника Кинга сильно повлиял отлученный от Русской Православной Церкви Лев Николаевич Толстой, особенно его работа «Царство Божие внутри вас».

Кинг публично не поддерживал ни республиканцев, ни демократов. Он критиковал деятельность обеих партий в области расового равноправия, говоря, что американских негров предали и те и другие.

Но уже после его смерти стало известно, что он всегда отдавал свой голос за демократов. И в 1960 году голосовал 
за Джона Кеннеди, поскольку чувствовал, что тот станет лучшим президентом из возможных.

В 1968 году Мартин Лютер Кинг возглавил шеститысячный марш протеста в Мемфисе, штат Теннесси, целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас – все мы, весь народ увидит эту Землю».

На следующий день Кинг был смертельно ранен. 4 апреля 1968 года, в 18:01, когда он стоял на балконе второго этажа мемфисского мотеля, его поразила пуля, выпущенная из винтовки снайпера. Пуля прошла через правую часть шеи и глотку, потом, пронзив спинной мозг, застряла в плече.

Кинга срочно отправили в госпиталь св. Иосифа, где врачи, вскрыв грудную клетку, провели прямой массаж сердца. Как писал биограф Тейлор Бранч, вскрытие показало, что у 39-летнего Кинга было сердце, как у 60-летнего пожилого человека. Дорого далась ему его ненасильственная борьба.

Епископальная церковь США признала Мартина Лютера Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру. Смерть пацифиста и сторонника ненасильственной борьбы за свои права обернулась вспышками насилия, бунтами, беспорядками, мятежами и человеческими жертвами. В том числе и в столице США Вашингтоне.

Но главное дело своей жизни Мартин Лютер Кинг осуществил. Его мечта сбылась в виде первого в истории Соединенных Штатов Америки чернокожего президента Барака Обамы. Тоже, кстати, блистательного оратора, в основном при помощи речей проложившего себе дорогу в Белый дом.

Собственно, больше между ними ничего общего нет. Но оба – проповедник Мартин Лютер Кинг и политик Барак Обама наглядно показывают, что значат слова еще одного русского поэта, Владимира Маяковского: «Слово – полководец человечьей силы».
Потому что именно словом завоевываются сердца последователей и голоса избирателей. И даже пуля бывает бессильна, как в случае с Кингом, чье имя продолжало вдохновлять негров на борьбу за свои права и после гибели великого черного протестанта.

_____________________________________________ 

Посмотреть макет статьи в формате PDF     Pages172-177.pdf

 
 
Москва, ул. Петровка, д.26, стр.2 Телефон (495)625-5323